27.09.2023
Раздел:
Золотая Хохлома… Эту роспись невозможно не узнать, как и невозможно спутать с какой-то другой. Она стала символом России. В золотистых отсветах и ярких всполохах киновари отразилось стремление русского человека к прекрасному.
Первое документальное упоминание о расписной деревянной посуде датируется 1659 годом. В нем отмечается, что боярин Б.И. Морозов, владевший «селишком Семеновское», требует собрать дань с вотчин блюдами и братинами «на оловянном деле». Именно в с.Семеновском (современный г. Семенов) и близлежащих селах появился знаменитый промысел хохломской росписи.
Он активно развивался благодаря близости торговых путей по волжским рекам и знаменитым ярмаркам в с.Хохлома и Макарьево.
Посуда с декоративной росписью пользовалась невероятной популярностью в России, поскольку товар был «легок, чист, крепок и светел».
В середине XIX века хохломские изделия начали победное шествие на выставках в Москве, Нижнем Новгороде, Петербурге. А в 1889 году они завоевывают Гран-При на Всемирной выставке в Париже. Это было мировое признание.
В 1916 году в Семенове была открыта художественная школа во главе с Г.П. Матвеевым, где он собрал талантливых самородков со всей округи.
После Великой Октябрьской социалистической революции промысел был поддержан новой властью и продолжил свое развитие. Изыскивались новые сюжеты, формы, манера письма, но в основе лежали традиционные принципы.
Изделия изготавливаются из древесины лиственных пород — липы или березы, которые выращивают в питомниках. Когда дерево достигает необходимых размеров, его спиливают и выдерживают 1-2 года на открытых складах. Затем древесину распиливают на специальные заготовки — кряжи. Из этих кряжей изготавливается продукция.
Одним из самых узнаваемых изделий стала знаменитая русская матрешка. Впервые она появилась в России на рубеже XIX-XX веков в качестве забавной детской игрушки. В Нижегородской области ее начали делать в 20-х годах ХХ века в селе Мериново, что неподалеку от Семенова. Поэтому деревянную красавицу иногда называют «мериновской» или «семеновской».
За смену опытный мастер может выточить 70 матрешек. Сначала он из более сырой древесины изготавливает верхнюю часть, а затем из сухой — нижнюю.
В сборке матрешка проходит весь технологический процесс.
Высушиваются изделия в собранном виде, чтобы части плотно прилегали друг к другу. Разъединяют уже готовую продукцию только сотрудники ОТК.
Большие матрешки шлифуются вручную, а маленькие детали проходят обработку в специальных барабанах.
В качестве грунта используют специально приготовленный состав из картофельного крахмала и клея ПВА. Затем заготовки высушивают. Эту операцию повторяют 2-3 раза.
Матрешку расписывают гуашью или анилиновыми красителями, растворителем является простая вода. Для массового производства процесс выполняется бригадами из трех художниц: первая рисует лицо, контуры рук, платка, сарафана, вторая раскрашивает фон, а третья расписывает матрешку узорами, цветами, ягодками.
Есть авторские работы. В этом случае роспись от начала до конца выполняет один опытный художник.
Раскрашенное изделие покрывается прозрачным лаком и высушивается. Кроме матрешек изготавливаются и другие игрушки.
В отличие от «кукол», посуда, сувениры, панно, мебель и прочее расписываются иным способом.
Вырезанные на токарном или фрезерном станке заготовки под роспись называют «белье». После сушки «белье» покрывают вапой — особой грунтовкой на основе жидкой глины. Затем наносят несколько слоев олифы, приготовленной на предприятии по особому рецепту из льняного масла. Это очень ответственный процесс, от которого зависит качество будущей продукции. Олифу вручную методично втирают в поверхность, стараясь распределить ее равномерно, и поэтапно просушивают. Последний слой высушивают до состояния небольшой липкости, когда пальцы не пачкаются, но немного прилипают к поверхности.
Следующим шагом становится лужение — втирание алюминиевого порошка. Оно тоже производится ручным способом с помощью тампонов из овечьей шерсти. В начале возникновения промысла применялся оловянный порошок. После лужения изделия приобретают роскошный металлический блеск. Теперь они готовы к росписи.
Все изделия художники расписывают вручную беличьими кисточками, которые изготавливают самостоятельно «под свою руку».
В хохломской росписи используются масляные краски, растворителем служит скипидар. Основополагающими цветами стали красный (киноварь) и черный (сажа), однако современные художники используют и другие цвета: синий, коричневый, желтый, зеленый.
Существует два вида хохломского письма:
Есть фирменные элементы и орнаменты:
Но настоящей золотой хохлома становится только после завершающей операции. Изделия покрываются несколькими слоями особого безвредного лака, поскольку многие используются в качестве посуды. Каждый слой тщательно высушивается
Окончательная фаза — закаливание в печи в течение нескольких часов при температуре +150-160 °С. Этот процесс и придает изделиям неповторимый золотой блеск.
Бережно сохраняя вековые традиции, художники ищут новые цвета и формы. Такой находкой стала «зыкинская роспись». По просьбе известной исполнительницы русских народных песен Л.Г.Зыкиной художник Т.Баранова разработала новый орнамент: белоснежные ландыши на нежном зеленом фоне. Певица назвала этот узор таким же «народным, как она сама». Сейчас он часто используется в декоре изделий.
Предприятие «Золотая Хохлома» выполняет не только российские коммерческие и государственные заказы, но и активно работает с другими странами.
В 1998 году художница Т. Белянцева изобрела узор, правообладание которым выкупила британская авиакомпания British airways. Фюзеляжи самолетов украсила уникальная хохломская роспись.
Хохлома побывала и в космосе. Ею был декорирован космический корабль «Союз-2.1а», запущенный на орбиту 28 октября 2021 года.
Несмотря на современные тенденции интерьерном оформлении, интерес к хохломским изделиям не ослабевает. По сей день сохраняется дань русским традициям и осознание их ценности.
Сотрудничество
Высококвалифицированные сотрудники компании, всегда готовы предложить наиболее выгодные условия сотрудничества.
Подробнее о товаре